eng/англ
на главную
КЛУБ ДЗЮДО
"МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
главная
публикации
темы семинаров
фильмы
< пред 1 2 3 4 5 след >
К вопросу о сохранении традиций самбо
в российском дзюдо.

        На заре зарождения дзюдо в России, борьба самбо имела огромный опыт и богатейшие методологические традиции, которые на начальном этапе существования дзюдо в России (СССР) органически переносился на новый вид единоборств. По существу, на первом этапе своего развития дзюдо в России (СССР) можно охарактеризовать, как самбо сменившее самбовку на дзюдоги, и правила соревнований по самбо на правила соревнований по дзюдо.
        Самобытность российского дзюдо на этом этапе была очень наглядна и существенна. В дальнейшем ситуация, к сожалению, несколько изменилась. Традиции и методологические наработки самбисткой школы стали постепенно теряться и уходить из российского дзюдо.
        Чтобы понять, как это происходило, попробуем хотя бы умозрительно отследить этот процесс на примере курганской школы борьбы дзюдо. Еще пятнадцать лет назад воспитанники курганской школы показывали самобытную, характерную только для этой школы манеру борьбы. Основными внешними характеристиками этой школы были: быстрое и маневренное перемещение по татами, осуществляемое, как правило, в очень низких стойках, при прямой спине, схватка велась очень активно с постоянным стремлением провести результативную атаку. Технику проведения бросков отличала яркость, законченность и высокая эффективность.
        Характерно, что все воспитанники, начиная второклассниками и заканчивая старшими ребятами показывали однотипную, хорошо поставленную технику бросков, на фоне активного перемещения (маневрирования) по татами.
        Наиболее ярким представителем данной школы и манеры ведения поединка является чемпион мира Ожегин Николай.
        Автор впервые столкнулся (увидел) воспитанников курганской школы на турнире в городе Козьмодемьянске, когда Николай Ожегин учился в четвертом классе. Интерес к данной школе подогревался многочисленными разговорами между тренерами. Что сразу бросилось в глаза: у всех воспитанников тренера Гусева была хорошо поставленная, резко отличная от остальных, самобытная манера борьбы. Очень броская, интересная и эффективная в схватках.
        Как помнится, на этом турнире "курган просто вымел всех с татами".
        В дальнейшем, наблюдая и, более того, ожидая встречи с курганской школой стал замечать, что манера борьбы у представителей кургана становилась все менее самобытной, все более усредненной, т.е. приближенной к общепринятой.
        Уже тогда стало понятно, что теряются (нивелируются) богатейшие традиции российской школы самбо.
        Показывая хорошие результаты на татами, воспитанники данной школы стали привлекаться на сборы, многочисленные в то время. Но, как нам кажется, старшие тренеры, проводившие эти сборы не всегда учитывали самобытность и характерные особенности данной школы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
          Естественно, что спортсмен (тем более юный) попадая на сбор (режим интенсивной работы), и выполняя тренировочные задания, которые не учитывали двигательные традиции, в которых воспитывался спортсмен, и более того, вступающие в антагонизм с уже наработанными двигательными навыками, неосознанно разрушал двигательную культуру, свойственную родной школе. Ведь в спорте, как известно важны не призывы делать так-то и то-то, а именно те непосредственные тренировочные задания, которые выполняет спортсмен и в которых нарабатывается тот или иной двигательный навык. Многие тренеры тогда обратили внимание на то, что манера борьбы Ожегина Николая (как носителя традиций курганской школы самбо в российском дзюдо) все более приближалась к общепринятой, и лишь эпизодно изредка проблескивалась та искрометность и самобытность, свойственная данной школе.
        Сегодня в российском дзюдо мы имеем усредненный или общепринятый тип борьбы в одежде по правилам дзюдо. Но на наш взгляд большой резерв в развитии методологии российского дзюдо заключен в воспроизведении, осознании и описании тех методологических средств и методов, которые есть или были в российской школе самбо с их органическим вплетением в канву методов и средств Российского дзюдо.
        В заключение вышесказанного, и делая первый шаг в обозначенном направлении, а также в качестве примера, хотелось бы обратиться к технике проведения бросков через спину, характерную для курганской школы самбо (дзюдо). Итак, первое, что характерно для выполнения бросков через спину (Ожегин Николай), это характерный низкий присед при выполнении бросков данного типа. Ожегин очень низко, почти с колен, а иногда и с колен начинал проводить данный бросок, заканчивая его, как правило со стойки. Автору довелось быть свидетелем, когда Ожегин, ворвавшись на бросок через спину с колен, моментально встал на ноги и закончил его уже со стойки.
        Методическим центром воспроизведена техника выполнения данного броска, более того разработана методика изучения как техники данного броска с подкреплением комплексом специальных упражнений, так и вся двигательная культурная традиция курганской школы.
        Подготовительным и специальным упражнением для изучения техники данного броска является упражнение (мячик) показанное на фото 1, 2, 3, 4, 5. После того, как упражнение (мячик) выполнено не менее 50 раз, можно приступать к изучению техники броска через спину (упражнения фото 6, 7, 8, 9, 10). Итогом выполнения упражнения будет бросок через спину, начатый с колен и законченный в стойке.
        В данной работе мы опускаем технику входа в бросок (положение фото 6), а также систему специальных упражнений для формирования техники перемещений, выведения из равновесия и т.д. В настоящее время центром восточных единоборств и дзюдо ведется проработка, описание методов и средств, для культивирования двигательных традиции данной школы, а также переведение их в технологические карты (методика обучения для практически работающих тренеров).

Директор клуба дзюдо "Методический центр"
Комяк В.В.

< пред 1 2 3 4 5 след >

Made in Web Design Studio "INSIDE"

Hosted by uCoz