eng/англ
на главную
КЛУБ ДЗЮДО
"МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
главная
публикации
темы семинаров
фильмы
< пред 1 2 3 4 5 след >
Наука о дзюдо - мифы и реальность.

        Наблюдая за попытками создания универсальной техники и системы обучения в дзюдо теми или иными научными, спортивными или другими коллективами невольно приходишь к выводу о безуспешности этих попыток. И вот почему. На востоке любая система единоборств включает в себя множество стилей и направлений, только в дзюдо именно эта тенденция и не просматривается. Понимание строится следующим образом - есть лучшая техника выполнения подхвата, броска через спину, задней подножки или отхвата, и стоит нам ее найти, понять и изучить, и с техникой у нас будет все в порядке. Есть повод усомниться в этом.
        Когда возникает вопрос о правильном выполнении того или иного броска, как правило многочисленные авторы и тренеры ссылаются или прикрываются тем, что есть классическая техника и есть еще какая то, и надо сначала учить классическое выполнение броска, а потом варианты и т. д. Это в принципе верно, но первое, "классический" - это выполненный, сделанный классиком. Классик у нас в дзюдо один, а именно, Дзигаро Кано или то дзюдо, которое он создал, а на сегодняшний день это японское дзюдо. Итак, классическая техника - это техника Дзюдо Кадокан. Но что признается и высшим руководством дзюдо и рядовыми тренерами, мы не знаем ни методов подготовки японцев, ни техники выполнения бросков, а соответственно знаем методов обучения и научения оной. Соответственно строя логическую цепь мы имеем в результате следующее - мы не знаем классического дзюдо. Интересно, что же тогда следует за рекомендациями учить сначала классическую технику? Воистину, как в сказке - пойди туда не знаю куда. Что же мы знаем? И почему, не зная классического дзюдо, добиваемся побед на самых ответственных и престижных соревнованиях? Совершенно естественно, что когда люди начинают заниматься какой-либо деятельностью и продолжают ею заниматься в течение долгого времени, они, опираясь на собственный опыт и вычленяя наиболее рациональное и функциональное, рано или поздно находят оптимальные решения для выполнения своей деятельности. Так и с дзюдо, спортсмен борется в одежде по определенным правилам с целью одержать победу на соревнованиях, тренер готовит его к этому. В процессе подготовки находятся и многочисленные рациональные действия, находится функциональное выполнение бросков. Так рождается индивидуальная техника борьбы в одежде по правилам дзюдо, и рождаются индивидуальные методики преподавания. Делая вывод из вышесказанного, можно с достаточной долей вероятности сказать, что Дзюдо в России это индивидуальное дзюдо. Это хорошо! И это один из путей его развития.
        Другое дело, что такие найденные рациональные находки и функциональные техники уходят в небытие с уходом человека-личности, тренера-личности или выдающегося спортсмена из спорта и мира дзюдо. И все начинается заново, как в песне, кто-то теряет, а кто-то находит. Так практически потеряно дзюдо первой когорты наших выдающихся спортсменов, не осознан опыт мастеров недавнего прошлого, то есть создается ситуация, когда тренеры и их воспитанники должны искать и открывать все заново, но выдающиеся находки могут найти только выдающийся спортсмен, выдающийся тренер. А как же быть с теми тренерами или спортсменами, которые, являясь выдающимися воспитателями и хорошо обучаемыми воспитанниками не могут найти, что-то значимое в областях для которых они не рождены, а вынуждены ковыряться в собственных умозаключениях и идти в никуда. Трагедия несостоявшихся ожиданий - это ли не путь к разочарованию, десять лет жизни, а иногда и вся жизнь, как спортсмена, так и тренера растворяются в пустоту. Здесь я пишу о тех честных, отдающих себя без остатка тренерах и спортсменах, которых наша теория и практика дзюдо (наука) поставила в положение, когда тренер должен сам изобрести, найти, разработать собственную (зачастую не имеющую ничего общего с реальной жизнью, сотканную из его собственных иллюзий, пожеланий и умозаключений методологию преподавания). Это неправильно, именно этим вопросам описания техники, методологии ее изучения, научения, преподавания наука должна уделять основное внимание или иначе, зачем она нужна вообще, если не может дать тренеру надежные методики преподавания? Непонятно. Вместо этого делаются и выполняются (научные) работы, совершенно оторванные от потребностей рядовых тренеров и спортсменов, создается впечатления, что наука о дзюдо существует совершенно отдельно от реальных потребностей, тренеров работающих на татами.
        Составляются многочисленные программы обучения - сначала бросок этот, потом другой, потом следующий, затем идет разбивка по годам, поясам и т. д. и т. п. Но господа методологи, где методология изучения научения и т.д. Наука видно предположила, что все всё об этом знают, все всё это умеют.
        И вроде бы этот вопрос можно опустить, но у меня складывается впечатление что она (наука) сама сознательно обходит эти острые углы, дабы не показать свою собственную некомпетентность. И поэтому, как новая программа, так новая последовательность изучения бросков в так называем классическом исполнении. Смешно, и грустно. Наверно сначала описывается техника, которая подразумевается в данной программе и дается метод ее преподавания, а также методика ее изучения. А так, получается набор обобщенных понятий (наименования бросков), выстроенных в определенном порядке, затем следуют большие таблицы с наименованием нормативов по бегу, прыжкам в длину с места и т. д., разбитой по годам, по возрастам и прочая и прочая. Так придаётся вид научности вышеуказанным программам.
        Правда не говорится, как влияет прыжок с места в длину на качество и результативность проведения того или иного приема. Надо, значит надо и все тут. Если это действительно нужно, тогда нужно четко определиться с тем, чем должен заниматься тренер по дзюдо, подготовкой значкистов ГТО или всё-таки заняться тем, чем надо, а именно, подготовкой спортсменов и преподаванием дзюдо.

Директор клуба дзюдо "Методический центр"
Комяк В.В.

< пред 1 2 3 4 5 след >

Made in Web Design Studio "INSIDE"

Hosted by uCoz