eng/англ
на главную
КЛУБ ДЗЮДО
"МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
главная
публикации
темы семинаров
фильмы
< пред 1 2 3 4 5
К вопросу об истории возникновения
Российского дзюдо.

        Прежде всего, есть ли эта теория вообще? Наверное, есть, если защищено достаточное количество кандидатских, докторских диссертаций, написано энное количество книг, публикуется, хотя и немного статей, которые можно отнести к разряду теоретических.
        Но ясности в понимании Дзю-До как не было, так и нет. Например, история появления и развития дзюдо в России. Хотелось бы сделать несколько критических замечаний по данному вопросу. Известно, что появление дзюдо в России связано с первым европейцем, окончившим Кадокан и получившим мастерскую степень Ощепковым. Но времена зарождения дзюдо в России (СССР) были сложными, если не сказать страшными, иностранное воспринималось как враждебное и вредное уже по одному этому признаку. В стране правила идеология - только советское, пусть доморощенное, есть самое лучшее в мире. В условиях тотального террора, почти всеобщего стукачества и доносительства, а также внутренней изоляции от внешнего мира это было естественно. Именно в таких условиях зародилось дзюдо в России, но в этих же условиях зарождалось то, что принято называть наукой о дзюдо, начали формироваться научные кадры. Сегодня мы по-разному можем относиться к Харлампиеву, как основателю Самбо. Появляется много работ, которые низвергают его с этого пьедестала, забывая условия, в которых приходилось тогда заниматься любимым делом. Попробуем и мы немного порассуждать на эту тему. Не будь Ощепкова с его знаниями дзюдо, не родилась бы и вольная борьба в одежде (самбо). Если признать за факт, что Харлампиев был учеником Ощепкова, то чему учил его Ощепков? Естественно тому, что знал сам, а именно дзюдо, о котором Харлампиев не мог знать абсолютно ничего, так как не было литературы, тем более сам Кадокан он не заканчивал. Мифы о том, что он где-то там ходил и, что-то там изучал, а самое главное изучил, мягко скажем, сильно преувеличены и даже по временным и пространственным показателям не могут, соответствовать действительности. Заслуга его в том, что он выжил, сохранив дело Ощепкова пусть и ввиде борьбы вольного стиля (самбо), строго соответствуя конъюнктуре и духу того времени.
        Харлампиев выдвинул интернациональный принцип в формировании технического арсенала новой в кавычках борьбы. Это было модно и, более того, жизненно необходимо для продолжения занятий чем-либо, будь то выращивание картошки (вспомним академика Лысенко), занятие наукой или борьбой. Не будем забывать и постоянно помнить о мече террора, нависшем над страной. Как уже было сказано раньше, вся деятельность любого индивида была подчинена одному - советской идеологии. И как уже отмечалось, это получилось и с дзюдо. На основе технического арсенала дзюдо родилась борьба вольного стиля. Потом уже она и оные с ней стали рядится в одежды модного тогда интернационализма. Интернационализма извращенного, по сути, не уважающего что-либо национальное как отдельно взятое явление. Хотелось бы спросить читателя, не задавался ли он таким вопросом, если самбо - интернациональный вид борьбы, включающий в себя все виды борьбы народов СССР, а во многих публикациях авторы договорились уже до того, что самбо включает в себя, такие разделы как каратэ, айкидо и еще бог знает что (воистину идеологическое мышление - это уже неизлечимая патология), то почему мы не видим названий бросков самбо носящих туркменские, грузинские и т.д. названия? Передняя подножка, обвив… Совершенно очевидно, что в национальных видах имелись свои названия данным техническим действиям. Вот вам и интерциональный принцип. Самбо, если бы оно имело действительно интернациональные корни, было бы рассвечено сегодня гаммой национальных терминов. Возможно, это можно сделать сегодня, только зачем?
        На мой взгляд, большая заслуга Харлампиева состоит в том, что он сохранил саму возможность для занятий борьбой в одежде в СССР и придал этой возможности официальный статус. Не будь Харлампиева, возможно, многие поколения борцов были бы лишены самой возможности и права заниматься борьбой в одежде (самбо), и прожить жизнь в этом виде спорта. Более того, развитие борьбы в одежде в СССР внесло свой большой и самобытный вклад в мировое дзюдо, обогатив его находками многих поколений самбистов, людей, для кого дело самбо стало делом всей жизни. Нужно сказать огромное спасибо человеку, который в условиях жесточайшего террора выжил и более того своей деятельностью внес свой вклад в мировую сокровищницу борьбы в одежде. Спасибо!
        Хотелось бы обратится к горе-историкам, которые, низвергая Харлампиева, теперь начинают превозносить Ощепкова. Новоявленные борцы за историческую справедливость опять уже успели договориться до того, что Ощепков не только изучил ушу, но и выбрал из него самое лучшее с точки зрения применения их в реальной схватке. Человек, кто мало-мальски знаком с китайским ушу, никогда бы не договорился до такой абракадабры, китайские мастера никогда бы не осмелились на такой шаг, но мы постсоветские, нам можно. Идеология торжествует, сначала с пеной у рта говорим о чем-то плохо, а когда позволяют, говорим с еще большим рвением о предыдущем, но уже хорошо или сначала хорошо, а потом плохо (в общем, как разрешают или разрешали)
        История повторяется до наоборот. Но если та история создавалась в атмосфере страха террора и доносительства, то эта псевдоистория - это инерция того идеологизированного мироощущения интеллектуального раба, которое досталось нам от идеологической машины прошлого. Что нужно и можно хаем, а когда разрешают или за это ничего не будет, словно срываемся с цепи - хвалим и возвеличиваем.
        Ребята, господа-товарищи, история для того и существует, чтобы существовала Историческая Правда. Или тогда зачем пишется история? Хотелось бы верить, что не для того, чтобы создавать новые мифы и легенды, а чтобы существовала она одна - Историческая Правда… Не более.

Директор клуба дзюдо "Методический центр"
Комяк В.В.

< пред 1 2 3 4 5

Made in Web Design Studio "INSIDE"

Hosted by uCoz