eng/англ
на главную
КЛУБ ДЗЮДО
"МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
главная
публикации
темы семинаров
фильмы
< пред 1 2 3 4 5 след >
Техника броска через спину "Seoi-Nage" в свете
китайского ушу (Школа "Тайцзицюань").

        Анализ наиболее часто применяемых и эффективных бросков в борьбе дзюдо, проведенный В. Путиным, В. Шестаковым, А. Левицким и С. Сурехиным показывает, что наиболее результативными являются броски через спину, поэтому понятно стремление спортсменов овладеть ими. Современная теория борьбы настаивает на проведении этих бросков через спину с активным включением мышц спины, ее работы на сгибание с преодолением силового сопротивления, настаивает на проведение указанной группы бросков наклоном спины. Это на наш взгляд не совсем верно в свете традиций воинских искусств Востока. Анализ современной японской литературы показывает, что японские мастера дзюдо при проведении бросков через спину следуют древним традициям восточных единоборств, проводя броски при активном участии таза. Нам могут возразить: "Зачем все так усложнять, мы и так побеждали на татами мастеров страны восходящего солнца самого высокого ранга". Здесь можно провести "контраргумент" - Ямасито ушел с татами непобежденным, т.е. не в этом суть поднимаемого вопроса. Суть в том, что при проведении бросков через спину с активным сгибанием спины и вовлечением в работу ее мышц возникает следующее негативное явление: перегружаются мышцы, держащие один из важнейших узлов человеческого организма - позвоночник, что приводит к различным повреждениям поясничного отдела спины и ведет к появлению остеохондроза, радикулита и т.д. Недаром одной из часто встречающихся и специфических травм дзюдоистов является травма спины. Вторыми по значимости по количеству травм являются травмы колен, которые органически связаны, опять же, с техникой выполнения бросков через спину с захватом отворота и рукава (бросок через спину с колен). Эти травмы вытекают из неправильного выполнения этих бросков, которые являются следствием неправильного (порочного) их изучения. Некомпетентность тренеров и незнание ими рациональной техники бросков данной группы приводит к тому, что травматизм спины является основным в дзюдо.
        Данная работа является попыткой восполнить пробел в познаниях о технике этих бросков. Известно, что японские единоборства генетически и неразрывно связаны культурой китайского ушу и по существу являются его неотъемлемой частью, которая претерпела определенную трансформацию, положенную на менталитет народа Японии. Дзюдо возникло на базе борьбы дзю-дзюцу, которая в свою очередь уходит корнями в древний Китай. Занимаясь дзюдо, знакомясь с отечественной и переводной зарубежной литературой на эту тему, мы обратили внимание на то, что нами нигде не было найдено освещение вопроса о генетических связях между дзюдо и китайским ушу. В данной работе мы попытаемся воссоздать в теории эти связи и воплотить их в практику на примере броска через спину: "Ката-эри-сеой-нагэ".
        Люди древности отличались от современного человека большой наблюдательностью и прагматизмом. В частности, многие стили ушу были основаны на базе приспособительных движений, с помощью которых осуществлялась та или иная деятельность народов Китая. Китайская народная поговорка гласит: "Хороший труженик - хороший воин". Внешний смысл высказывания понятен - главное в достижении воинских искусств - это умение и способность хорошо и целенаправленно трудится. Но, как и всё на Востоке, эта пословица имеет "второе дно". Здесь мы вплотную подходим к основному вопросу нашей работы. Одним из ключевых движений телесной и физической культуры древних китайцев, которая лежала в основе всей двигательной активности индивидуума, являлось движение, условно обозначенное: "таз вперед, таз назад". На простых примерах, а именно, на технике колки дров и технике окучивания мы попытаемся обозначить коренные отличия телесной культуры Европы и Азии. Кому приходилось подолгу окучивать огород, тому знакомы неприятные ощущения в области спины, затекшая поясница и т.д. И это при нагрузках значительно меньших, чем нагрузки, возникающие в процессе схватки в борьбе дзюдо. Обратим свои взоры к Востоку. Внимательно присмотревшись к работе крестьян, мы заметим, что в основе двигательной деятельности лежит движение таза. Аккумулирование энергии необходимой для выполнения требуемой работы идет за счет движения таза вперед, а выброс энергии назад (см. рис. 1, 2, 3).
рис.1
рис.2
рис.3
        При этом мышцы рук и спины выполняют лишь пассивную связывающую роль между тазом и инструментом, что позволяет сохранить позвоночник от излишних нагрузок. Целью нашей работы было, зная принципы построения техники движений "тайцзицюань", попытаться скомпоновать бросок через спину, который отвечал бы канонам этой школы. На наш взгляд техника этой школы наиболее ярко воплотила и сохранила принцип, который в свое время Дзигоро Кано положил в основу создания дзюдо - это принцип максимального результата с минимальными усилиями. В основу техники движений школы "Великий предел" положено стремление преодолеть противоречие деяния и недеяния, твердого и мягкого, сильного и слабого с целью достижения оптимального баланса противоборствующих сил, посредством чего обреталось здоровье, душевный покой и долголетие. Во время упражнений занимающиеся стремятся к сохранению душевного спокойствия, равновесия и психической расслабленности, т.е. движения должны быть максимально расслабленными и естественными. Они должны возникать как бы самопроизвольно, при полном отсутствии вербально-словесной мотивации ("я не совершаю это действие") - что соответствует принципу "увэй" - "недеяния". Не смотря на внешнюю легкость движений, специалист в момент концентрации способен отбросить противника на несколько метров без видимых усилий. Такой эффект достигается за счет сбалансированности всех частей человека ибо, как писал один из старых мастеров ушу: "Искусство борьбы заложено уже в твоих ступнях. Оно получает дальнейшее развитие в ногах, направляется изгибом талии и бедрами, проявляет себя в работе пальцев рук". Следует сказать, что броски в тайцзицюань выполняются не силой рук и ног как таковых, а посредством того, что при помощи всех частей тела создается ударная волна, которая с усилием отбрасывает противника от нападающего. Чтобы был понятен ход наших рассуждений, попытаемся разобраться в динамике этого на примере броска через спину "Ката-эри-сеой-нагэ"
Накопление энергии, необходимой для выполнения броска через спину идет за счет движения таза вперед с одновременным подшагиванием и разворотом к противнику спиной (см. рис. 4, 5, 6).
рис.4
рис.5
рис.6
        Выброс же накопленной энергии происходит после того, как бросающий пришел в стойку "киба дати" и одновременным движением таза назад (см. рис. 7, 8, 9).
рис.7
рис.8
рис.9
        Руки при этом, напоминаем, выполняют пассивную, связывающую с противником роль. Спина (важно!!) прямая.
        При правильном выполнении упражнения занимающийся не должен испытывать, что очень важно, никакого дискомфорта и практически не прилагать усилий. Если вы чувствуете какое-либо неудобство или вам приходится прилагать усилия на выполнение упражнения, значит, вы делаете что-то не так. Главный принцип правильности броска, как и любого другого действия в этой технике - это минимум усилий и максимальный комфорт. Все движения должны быть легки и естественны, отвечая главному философскому принципу Востока - принципу "увэй" - принципу недеяния. "Я не совершаю это действие. Я подчиняюсь естественному потоку вещей".
        В данной работе мы рассмотрели бросок через спину "Seoi-Nage" в свете техники китайского ушу школы "Тайцзицюань". В статье предоставлена всего лишь техника его выполнения. Практическое же применение броска на уровне необходимого качества возможно лишь после многократного повторения и закрепления навыка до уровня автоматизма. Целью нашего исследования была разработка техники, отвечающей, по нашему мнению, принципам построения техники в свете двигательной культуры.
В ходе рассмотрения материала могут возникнуть вопросы, на которые мы готовы ответить.

Заместитель директора клуба дзюдо "Методический Центр"
Воробьев Е.Н.
tekendo.narod@mail.ru

< пред 1 2 3 4 5 след >

Made in Web Design Studio "INSIDE"

Hosted by uCoz